Глава Binance Чанпэн Чжао (Changpeng Zhao) признал себя виновным и ушел с поста в рамках урегулирования иска Минюста США, а криптобиржа выплатит штраф в $4,3 млрд. Многолетнее расследование выявило и другие интересные особенности в деятельности крупнейшей криптовалютной биржи. По данным агентства по борьбе с финансовыми преступлениями Минфина США (FinCEN), Binance выделяла VIP-пользователей и давала им расширенное обслуживание, например, сообщала о том, что ими интересуются правоохранительные органы.
FinCEN утверждает, что Binance помогла клиентам из США, в том числе наиболее коммерчески прибыльным американским корпоративным пользователям, обойти политику запрета, которую сама ввела для соблюдения местных законов. Привилегированные пользователи из США представляли собой «важнейший элемент базы VIP-пользователей», в некоторые моменты на них приходилось до 20 % всех комиссий за транзакции на бирже. «Эти пользователи были настолько ценны для Binance, что персоналу было приказано не отключать их», — говорится в отчете FinCEN.
VIP-программа Binance обслуживала крупных коммерчески важных пользователей, предлагая конкурентоспособные торговые комиссии и более высокие лимиты на объем транзакций. По данным из внутренних отчетов Binance, в 2019 году на VIP-клиентов постоянно приходилось от двух третей до трех четвертей объема торгов и доходов от торговли на криптовалютной бирже.
«Мы не будем ограничивать 100 лучших пользователей, даже после отправки им электронных писем. Ими будет управлять VIP-команда. Идея генерального директора заключается в том, что у них должно быть достаточно времени для создания или поиска новых организаций за пределами США», — говорилось в декабре 2020 года во внутреннем документе Binance. FinCEN считает, что Binance в конечном итоге выполнила этот план и предприняла дополнительные шаги, чтобы скрыть работу с пользователями из США.
В 92-страничном расследовании FinCEN представлены доказательства того, что Binance «разработала процесс уведомления VIP-пользователей, если они стали объектом расследования правоохранительных органов». Сотрудники Binance, обслуживающие VIP-клиентов, должны были связаться с пользователем, находящимся под следствием, «всеми доступными способами», включая отправку текстовых сообщений и звонки. При этом сотрудникам Binance было рекомендовано «не давать слишком очевидных советов».
Сотрудники VIP-команды получали инструкции следующего вида: «Мы ни при каких обстоятельствах не можем напрямую советовать пользователю скрыться или отказаться от наших услуг, на нас могут подать в суд. Мы должны давать убедительные намеки, например, что учетная запись заблокирована или исследуется, что обычно является достаточно хорошим намеком на серьезность ситуации».
По утверждению FinCEN, сотрудникам Binance также рекомендовалось изменять документацию, чтобы создать ложное впечатление, что пользователь находится за пределами США, и использовать VPN для маскировки местоположения клиента, «даже если Binance будет знать, что пользователь на самом деле находился в Соединенных Штатах».