На этой неделе торговая война между США и Китаем получила новые источники напряжения, поскольку Вашингтон пытается привлечь глобальных поставщиков редкоземельных элементов (особенно в Африке) к наращиванию производства и переработки. В настоящее время США полагаются на Китай как ведущего производителя в этой области, контролирующего 80 % мировых поставок. Хотя редкоземельные вещества — не столь уж ограниченные ресурсы, их добыча и обработка — довольно дорогостоящий и загрязняющий природу процесс. Поэтому строительство новых объектов в США и других странах займёт время и увеличит расходы, особенно с учетом того, что Пентагон поощряет военных подрядчиков закупать материалы, произведённые внутри страны.
Пока США стремятся обеспечить поставки редкоземельных элементов со всего мира во избежание тяжёлых последствий при возможном ограничении экспорта из Китая, складывается впечатление, что Поднебесная вырабатывает долгосрочную стратегию ведения торгово-технологической войны с США. Китай стимулирует скорейшее разворачивание сетей 5G по всей стране, предоставив лицензии сразу нескольким крупным государственным операторам связи.
Безусловно, этим шагом правительство стремится не столько простимулировать скорейшее освоение передовых технологий связи, сколько компенсировать потери, которые понёс бизнес Huawei на Западе, чтобы хотя бы отчасти заместить сокращение заказов внутренним спросом на товары и услуги. Руководители телекоммуникационных компаний сообщают о расширении своих пилотных проектов по всей стране и указывают, что к концу года в Китае должно быть установлено почти 800 тысяч базовых станций 5G, а в ближайшие три года их количество превысит 3 миллиона, что, по оценкам, составит около половины от мирового объёма.
Озабоченность США в отношении Huawei отозвалась приглушённой реакцией в остальном западном мире. Например, в связи с запланированным на октябрь выходом Великобритании из состава ЕС, Лондон стремится расширять торговое сотрудничество с крупными экономиками, а потому проявил сдержанность в вопросе запрета Huawei участвовать в создании инфраструктуры 5G. В то же время китайским государственным энергетическим компаниям было разрешено владеть и управлять значительной долей новых ядерных электростанций, строящихся в Великобритании. Большая часть европейских стран придерживались аналогичного подхода, относясь к Huawei подозрительно, но не подвергая санкциям или запретам.
Из-за американского давления перед руководством Huawei возникли многочисленные неопределённости, в том числе серьезный вопрос падения доходов, обусловленный эффективным блокированием коммерческих сделок со стороны крупнейшей экономики мира. Даже если допустить, что Huawei сможет преодолеть техническую изоляцию такими лидерами, как ARM, Qualcomm и другие, даже если в её распоряжении находится достаточно интеллектуальной собственности, чтобы разрабатывать и производить собственные чипы и программное обеспечение, обеспечивать поставками производственные линии, — сможет ли компания продолжать работу с дефицитом доходов?
Huawei придётся рассчитывать на субсидии в форме крупных сделок со стороны китайских государственных предприятий вроде запущенной программы по ускоренному развёртыванию 5G. Это поможет компании выстоять в среднесрочной перспективе. Однако для сохранения доходов, сотрудников и научно-исследовательской базы в долгосрочных условиях потребуется нечто большее. И здесь важную роль может сыграть выстраивание отношений с новыми международными партнёрами. В частности, на этой неделе было достигнуто соглашение с российской компанией МТС, в результате которого её пилотные сети 5G будут запущены в 2019 и 2020 годах.
МТС является крупнейшим оператором связи в России с долей рынка 31 % и обслуживает более 100 миллионов абонентов в России, Украине, Армении и Белоруссии. Объявление о сделке было сделано во время визита китайского генерального секретаря Си Цзиньпина в Россию, на встрече с В. В. Путиным. Похоже, на фоне американских санкций происходит укрепление российско-китайских отношений для достижения геополитических задач и развития торговли. В ходе этого визита были подписаны соглашения, нацеленные на расширение сотрудничества в энергетическом и технологическом секторах, на сумму $20 млрд долларов, включая сделку с МТС.
Китай сделает всё возможное, чтобы в условиях торговой войны поддерживать внесённую США в черный список Huawei. Но движение Китая в сторону обеспечения независимого технологического будущего будет означать, что странам придётся выбирать, на какую сферу влияния ориентироваться. Это соперничество может привести к значительным технологическим новациям в ближайшие десятилетия, как было в случае с космической гонкой между США и Советским Союзом. Но от перекрестного огня могут пострадать многие компании, рассчитывавшие на продолжение глобального сотрудничества для стимулирования экономического роста.
Например, Foxconn уже серьезно отстаёт от графика в строительстве активно субсидируемого предприятия в Висконсине, так что возникают сомнения, состоится ли вообще этот широко разрекламированный проект, особенно учитывая зависимость бизнеса тайваньской компании как от США, так и Китая.