Сенаторы от обеих правящих партий США совместно представили законопроект, в соответствии с которым онлайн-платформы будут обязаны принять ряд мер по защите несовершеннолетних. Это поможет свести на нет или к минимуму риск происшествий с детьми — начиная с суицидов и заканчивая наркотической зависимостью или пищевыми расстройствами.
Т.н. «Закон об онлайн-безопасности детей», разработанный членами сенатского комитета по защите прав потребителей, призван серьёзно изменить дизайн онлайн-платформ, разрабатываемых компаниями вроде Meta, Snap, Google и TikTok.
Комитет уже получил для расследования тысячи страниц документов, в своё время предоставленных бывшей сотрудницей Facebook Френсис Хауген (Frances Haugen), благодаря которым выяснилось — компания исследовала вопрос воздействия своих платформ на несовершеннолетних, знала о негативных эффектах, но своевременно не приняла мер для их защиты.
Новый закон установит единые стандарты для платформ, которые «обоснованно вероятно используются» детьми до 16 лет. В частности, потребуется внедрить ряд защитных инструментов, к которым смогут легко получить доступ несовершеннолетние и/или их родители. Это позволит ограничить возможности поиска несовершеннолетних онлайн, ограничить объём собираемых о них техногигантами данных, отключать рекомендации на основе алгоритмов и ограничить время доступа к медиаплатформам.
Сенаторы отметили, что аналогичные стандарты уже применяются в Европе и в целом закон практически идентичен другим местным нормативным актам, предназначенным для регулирования безопасного использования продуктов других типов. Примечательно — закон предусматривает, что соответствующие ограничительные меры будут активированы при открытии аккаунта по умолчанию, а сервисам будет запрещено каким-либо образом поощрять отключение защитных механизмов.
Платформы, которых коснётся закон, должны будут ежегодно публиковать отчёты о рисках причинения вреда их сервисами, основанные на данных независимого аудита. Кроме того, доступ к данным должен быть предоставлен экспертам Национального управления по делам связи и информации США.
В отличие от других законов, связанных с регулированием деятельности онлайн-платформ, этот проект предусматривает применение норм независимо от масштаба интернет-компаний, поскольку, по словам одного из сенаторов, «ответственность — не вопрос числа людей, просматривающих токсичный контент».
Дополнительно закон предписывает правительственным ведомствам разработать наилучшие способы защиты несовершеннолетних. Например, Федеральная торговая комиссия должна определить, как следует проводить маркетинговые исследования с участием несовершеннолетних. Государственные органы должны определить и наилучший способ точно устанавливать возраст пользователей.
Для того, чтобы закон вступил в силу, ему ещё придётся пройти множество ступеней рассмотрения, но с учётом того, что инициатива совместно озвучена членами обеих правящих партий США, она имеет большие шансы на успех.